И скорбь уйдет. Или когда в твою голову вторгается много помыслов и мыслей, не смущайся. По небу летают птицы и омрачают его. Так будет не всегда, птицы улетят, а мысли исчезнут. Почему помыслы не уходят? Потому что ты боишься, тревожишься, разочаровываешься, потому что ты хочешь, чтобы твои помыслы исчезли сразу, чтобы они ушли сейчас же. Но они не уходят.
Позавчера один человек сказал мне:
– Нам плохо, мы переживаем трудный этап в нашей семейной жизни, моя жена находится в тяжелом состоянии, и я не знаю, что делать. Батюшка, должен ли я обнять ее и сказать ей: «Я люблю тебя» и нежно погладить ее?
– Да. Сделай это!
– Но она не хочет, чтобы я этого делал.
Она этому противится, потому что ты не делаешь этого по-настоящему, не проявляешь любящее присутствие, ты испытываешь ее. Это не исцеляющее присутствие любви, и в итоге оно становится удушающим. Твоя супруга все это понимает, она нервничает и говорит тебе:
– Уходи!
Все должно происходить естественно, идти своим чередом. Все приходит само собой, это не что-то искусственное, это не вопрос техники, а вопрос более глубокого общения, коммуникации, естественности. Оставь, чтобы вещи происходили своим чередом, оставь, чтобы течение реки шло своим естественным ходом, не противься реке, и независимо от того, бурная ли река или спокойная, она отнесет тебя в объятия моря. Но ты противишься, хочешь все контролировать, хочешь все понимать, все определять, в том числе и любовь своего мужа, любовь своей жены. Так не бывает. Почему ты насильно заставляешь своего супруга любить тебя и заставляешь его, чтобы он не изменял тебе? Это невозможно сделать. У терпения есть один основной элемент – это уметь внутренне и внешне перетерпеть ту фазу, в которой находится твоя душа, и дать душе возможность прожить этот трудный период твоей жизни, а не хотеть, чтобы здесь и сейчас все разрешилось. Прими реальность, и ты увидишь, что у Бога есть план и Промысл.
Второй элемент терпения – это отсутствие гнева и горечи. Что это означает? Это означает проявлять терпение, но с утра до вечера внутри себя не хулить своего ближнего. Потому что часто мы говорим:
– Я буду молчать.
Однако внутри себя мы говорим:
– Я покажу тебе кузькину мать! Я научу тебя уму-разуму!
Это не терпение, а токсичное чувство, которое отравляет тебя, яд, который кипит внутри тебя. Скажите мне, разве все мы всё это не проживаем? Да, мы все это проживаем, но также мы должны знать, что это не духовное здоровье, а токсичность, яд, это то, что рано или поздно причинит тебе большой вред. Говорят, что люди, которые не прощают, заболевают. Эта токсичная ненависть, которая приносит тебе болезни. Человек продолжает жить своей жизнью, с ним ничего плохого не происходит, а ты заболеваешь из-за ненависти к нему.
Третий элемент терпения – это сохранение надежды, что все изменится к лучшему. Проявляя терпение, мы имеем положительное, а не отрицательное измерение. Поэтому терпение связано с верой и надеждой, и они также являются плодами Святого Духа. Ты не можешь проявлять терпение, если в тебе нет веры и надежды. Надежда поддерживает тебя в жизни.
Надежда поддерживает тебя в жизни
Духовная жизнь – это плод Святого Духа. Святой, духовный человек – это человек, который имеет надежду, веру и терпение. Плодами Святого Духа являются радость и мир. Также плоды Святого Духа – это долготерпение, вера, любовь, кротость, воздержание. То есть не имеет ли святость человек, который страдает от рака и которому делают серии химиотерапии? Кто дает ему надежду и веру, которые он имеет в себе? Святой Дух. Поэтому терпение напрямую связано с надеждой и верой. Я не могу проявлять терпение, не имея надежды, что через то, что я прохожу, все изменится к лучшему. Терпение без надежды и веры – это депрессия, фатализм, несчастье.
Четвертый элемент – это ожидание лучшего без спешки и беспокойства. Терпение – это ожидание. Давайте рассмотрим терпение как Божие благословенное время. Я уже говорил, что, согласно святым отцам, терпение – это новое время, потому что сначала мне нужно будет проявить терпение в отношениях, в браке, в дружбе, на работе. Или если я переехал в другой город или являюсь студентом, то мне нужно будет благословенное время, чтобы привыкнуть к новым данностям моей жизни. Я не могу сказать, что люблю другого человека, если у меня нет этого благословенного времени для того, чтобы узнать и понять его, чтобы он раскрылся для меня, чтобы я раскрылся для него. Я не могу говорить о плодах молитвы, если я не молюсь усердно. Вот видите, как время в Церкви преображает человека.
Например, мы произносим сорок раз молитву «Господи, помилуй». Почему я обратил внимание на количество произнесений молитвы? Потому что это дает мне повторяемость для того, чтобы молитва функционировала. У нас в Православной Церкви есть повторение – каждый год у нас есть Неделя о блудном сыне, каждый год мы слышим одни и те же тексты. Почему? Потому что Церковь хорошо знает, что слова одни и те же, но ты не один и тот же. Слова, атмосфера, литургическое время, молитвенное правило – все они одни и те же, но ты не один и тот же. Потому, когда каждый год ты слышишь притчу о блудном сыне, каждый раз эта притча по-другому затрагивает тебя, по-другому раскрывается ее смысл, каждый раз она по-другому звучит для тебя, каждый раз ты по-другому читаешь и проживаешь ее. Один год тебя впечатляет младший сын, в другой год – любовь отца, в третий год – реакция старшего сына, и так далее.
Ты не один и тот же. Но тебе необходимо время, и Церковь дает тебе это время через терпение. Каждый день монах идет, садится в стасидию, делает одни и те же вещи и проявляет терпение. В отношениях, если говорить о нас, тоже необходимы время и рутина. Вот почему мы говорим, что не можем уничтожить рутину, мы должны создать ее. Это мой дом, моя семья, моя работа, это помогает нам уменьшить хаотичный стресс, который есть в нас. И в этом состоянии ты создаешь время, которое в твоей душе зреет, расширяется, растет, раскрывается, развивается, но для времени необходима эта рамка.
То же самое относится и к молитвенному правилу. Я говорю: «У меня каждый вечер встреча с Богом. Я буду читать повечерие. Это наша встреча. Где бы я ни был, вечером я буду читать повечерие, акафист Пресвятой Богородице, канон, буду молиться по четкам». Почему я это делаю? Потому что молитвенное правило приведет меня к сути, и наступит момент, когда придет Божия благодать. Поэтому мне необходимо время, и именно поэтому мы говорим: подожди, не торопи другого человека, вы должны лучше узнать друг друга, один должен лучше узнать другого, дайте себе время, не желай любой ценой втянуть другого в ту реальность, в которую он не готов войти, дай ему время. Как мы говорим «керос» (καιρός) – в Церкви это время спасения.
Терпение – это благословенное время, потому что оно дает мне возможность встретиться со своей проблемой, подождать, пока она сама представится мне и я узнаю о ней. Например, у меня появилась какая-то болезнь. Я должен вступить в искренние отношения со своей проблемой, которую сначала не хочу признавать. Я отворачиваюсь от своей проблемы, заметаю ее под ковер, не хочу себе признаться, что страдаю от этой проблемы и что я немощен. Терпение даст мне время, чтобы лучше узнать свое испытание, свою проблему, которая возникла, и понять, как я могу ее преодолеть. Сегодня утром один человек пришел ко мне и рассказал, что с ним постоянно происходят искушения, и спросил меня:
– Батюшка, что мне делать?
Я ответил:
– Дитя мое, Господь, лучше знает, что тебе делать.
А он возразил:
– Нет, батюшка, ты скажи мне, что делать!
– Дитя мое, как я могу за две минуты сказать тебе, как преодолеть твои искушения?
Я часто оказываюсь в затруднительном положении, потому что какой-то тридцатилетний или сорокалетний мужчина, человек, у которого есть склонность к саморазрушению и у которого есть вещи, над которыми нужно работать, сделал катастрофический выбор, наихудший выбор в своей жизни, а теперь присылает мне записки о здравии и спрашивает меня:
– Батюшка, скажи мне, что делать?
– Разве это так легко: взять и сказать тебе, что делать?
Я понимаю потребность человека, который испытывает боль, страдает и хочет получить прямое решение проблемы одним нажатием волшебной кнопки. Я это понимаю, потому что тоже испытываю боль, страдаю и борюсь, но я осознал, что не существует готовых решений, не существует легкого и простого ответа. Просто не существует таких вещей. Потому что человек не глуп, человек – это тайна, жизнь – это тайна, отношения – это тайна, все является тайной. Чтобы что-то посоветовать человеку, переживающему испытания, я должен больше узнать о его искушениях. Я должен узнать, откуда они приходят – от дьявола, от него самого, от других – и какова причина его искушений, для того чтобы прописать правильное «лечение» и помочь преодолеть эти испытания. Почему? Откуда возникает искушение? От твоего эгоизма? От тебя? От какой-то страсти? Что оно в себе скрывает? Если вы прочитаете житие святого Варсонофия, то увидите, что он ведет диалог с монахами и говорит им: давайте посмотрим, какова причина зла, что является источником зла, откуда возникает искушение? Создал ли я его, возникло ли оно от зависти дьявола? Или это искушение от моих генов, от моих предков, и я соответствующим образом преодолею его? Таким образом я больше узнаю о своем испытании и не буду избегать его.
Я не становлюсь жертвой бесконечных трудностей. Если каждый раз, когда ты попадаешь в затруднительное положение, ты все бросаешь, если ты постоянно хочешь чего-то другого и не можешь сказать «слава Богу!» за то, что у тебя есть, то это твое желание и трудности поглотят и уничтожат тебя, потому что они хаотичны и разрушительны. Почему Бог дал десять заповедей? Потому что, если бы Он их не дал, у нас не было бы цивилизации. У нас есть такие саморазрушающие склонности, одновременно склонность к жизни и к смерти. Если бы Господь не поставил нам границы, мы бы сами себя уничтожили. Если ты оставишь ребенка, а отец не придет, чтобы установить закон и сказать ребенку, что можно делать, а что нельзя, то представьте, что произойдет.
Именно поэтому у детей, чьи родители не установили границы между «можно» и «нельзя», впоследствии возникают большие психологические проблемы, потому что они не могут справиться со своим «я», со своими желаниями. Желания человека хаотичны. Если ты этого не понимаешь и каждый раз, когда тебя утомляет девушка или парень, ты расстаешься с ней (с ним) и идешь искать других, и если у тебя постоянно кто-то виноват, ты никогда не найдешь покой. В какой-то момент ты должен сказать «слава Богу!» за то, что у тебя есть, чтобы лучше узнать то, что у тебя есть. Хорошо ли ты узнал человека, который находится рядом с тобой? Уверен ли ты в том, что ты хорошо знаешь свою жену, своего мужа? Действительно ли ты хорошо знаешь своего ребенка? Уверена ли ты в том, что хорошо знаешь своего мужа, прежде чем расстаться с ним? Уверен ли ты в том, что хорошо знаешь свою работу, свой город?
Ты должен сказать «слава Богу!» за то, что у тебя есть, чтобы лучше узнать то, что у тебя есть
Я постоянно потакаю своему желанию. Это то, что не имеет насыщения, это то, что никогда не закончится. Разумеется, есть более красивая женщина, чем моя супруга, и более красивый мужчина, чем твой муж, и есть дети, которые лучше, чем мой ребенок. Что это означает? Это означает, что для меня самая красивая женщина – это моя супруга, а самое красивое дитя – это мой ребенок. Что мне делать? Я должен перестать преследовать ненасытное желание, которое не имеет конца и которое приведет меня к уничтожению и катастрофе. Я должен сказать: «Слава Богу за то, что у меня есть!» Вспомните евангельский отрывок, когда в пустынном месте Христа окружало множество людей, и ученики говорили Ему, что нет еды для всех, а Христос ответил:
– Для всех будет еда, и все насытятся.
И Христос совершает чудо. Перенося это на нашу жизнь, мы можем сказать «слава Богу!» за наши небольшие блага, и мы имеем надежду, что Господь даст нам большие блага. Но когда ты алчный до необузданного желания, ты не скажешь «слава Богу!», ты ропщешь, ворчишь с утра до вечера, у тебя все виноваты, ты не радуешься тому, что имеешь, а постоянно хочешь чего-то другого, поэтому рано или поздно ты потеряешь то, что имеешь. И тогда в утрате, в скорби ты поймешь и осознаешь, что ты имел и что потерял. Когда это понял блудный сын? Тогда, когда он уже потерял свою сущность, сломал себя, не знал, кто он такой, потерял свой центр, свою ипостась, а затем он внутри себя пробудился и вспомнил, что у него есть отец, который его любит. Тайна заключается в том, что терпение дает тебе возможность остановить это необузданное желание, и ты начинаешь признавать добро и благословения, которые есть в твоей жизни, вместо того чтобы ждать смерти другого человека и на его могиле говорить: «Спасибо». Ты это не говорил ему, пока он был жив, ждал, когда он умрет, и лишь тогда благодаришь его. Некоторые люди говорят мне:
– Батюшка, мой отец умер, а я так и не смог сказать ему, как сильно я его любил. Должен ли я пойти на его могилу и сказать ему об этом?
Я говорю:
– Иди, скажи ему.
Хорошо, и это уже что-то. Разумеется, души чувствуют и ощущают ласку любви, действие любви, но почему бы тебе не сказать об этом, пока твой близкий жив? Потому что ты не можешь оценить те благословения, которые у тебя есть. В какой-то момент придет большое искушение и испытание, потому что ты не пробуждаешься, чтобы оценить дар жизни, оценить воздух, которым дышишь, и свет, который ты видишь, оценить то, что ты живой, что сегодня видишь своего ребенка, а другая мать не видит…
Знаете ли вы, сколько миллионов человек на планете хотели бы поменять свою жизнь на твою жизнь, в которой ты с утра до вечера ноешь? Знаете, сколько людей хотели бы этого, а ты ничем не доволен и ничто не приносит тебе радости? Давай возьмем твою жизнь и отдадим ее тому человеку в Африке, о котором миссионеры рассказывают, что он радуется даже одной конфете, как банкету.
Четвертый элемент терпения означает, что терпение – это благословенное время, потому что оно позволяет человеку процветать. Иногда мы разочаровываемся, но человек знает, что сейчас он что-то посеял, но пока ничего не видно, мертвое поле. Тот, кто живет в сельской местности и вырос там, это знает. Я живу в такой местности, я вижу мертвое поле, ни одного листочка, и ты говоришь:
– Всё кончено!
Но благодаря терпению земледелец увидит весну, все расцветет, и природа оденется в разные цвета. Если мы перенесем это на нашу умственную и духовную жизнь, то увидим, что во многих случаях нам придется проявлять терпение в трудные периоды нашей жизни, зная, веря и надеясь, что это состояние, эта фаза, этот этап нашей жизни изменятся, преобразятся и придет что-то новое. Мы часто видим людей, которые действительно верят в Бога, проявляют терпение и умеют ждать, и какое большое благословение приходит в их жизнь!
Я говорю вам на собственном опыте, что не может быть и речи о том, чтобы Господь оставил тебя, не поведал тебе о Своем присутствии. Невозможно, чтобы человек, протянул руку Богу, а Господь не протянул бы Свою руку этому человеку. Рано или поздно Он возьмет тебя за руку и поднимет высоко, но ты должен ждать, должен быть терпеливым, ты должен быть в отношениях с Богом и общаться с Ним. То же самое относится и к твоей работе. Если ты почитаешь книги по психологии, то увидишь, что преуспели те, кто настаивал на своем. Недостаточно просто иметь дар, талант. Знаете ли вы, сколько талантов было погублено из-за отсутствия терпения? Те, кто упорствовал несмотря на неудачи, в конце добились успеха, будь то на работе, в отношениях, в дружбе, в отношениях с Богом. Господь не оставит вас.
Человек не должен чувствовать себя особым; например, две женщины испытывают боль, они идут в кафе и там спорят, кто из них самая несчастная женщина в мире, у кого из них самый плохой муж, у кого самый плохой брак, у кого самый плохой начальник. Успокойся, ты не единственная, кто испытывает боль в жизни, не единственная, кто переживает трудности, не единственная, у кого есть проблемы в жизни, не единственная, у кого есть проблемы в браке. Все мы имеем проблемы.
Терпение – это благословенное время, потому что оно становится любовью и познанием. Только в терпении я могу любить другого человека, нет иного пути. Преподобный Паисий Святогорец говорит, что Христос связал спасение людей с терпением, и мы должны быть внимательными, чтобы не потерять терпение, чтобы в конце не погубить свою душу.
иерей Харалампос Пападопулос

