МИТР. АНТОНИЙ (ПАКАНИЧ) О ТАИНСТВАХ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ

Таинство покаяния, несомненно, установлено Самим Господом Иисусом Христом. До Своего Воскресения Спаситель обещал апостолам сообщить им власть прощать грехи, когда сказал: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе»  (Мф.18:18). Подобные слова Господь повторяет также и после Своего Славного Воскресения, когда дарует апостолам власть отпускать грехи силой Святаго Духа: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23).

Исповедание, то есть произнесение вслух, грехов должно быть не только формальным признанием своей неправоты, но действительным раскаянием, то есть искренним сожалением о содеянном, сопровождаемым чувством отвращения ко греху. Причем раскаяние это должно проистекать не только из страха перед гибельными последствиями греха, но прежде всего из любви к Богу, из осознания того, что всякий грех есть нарушение воли Божией, оскорбление нашего Творца, отделяющее грешника от Бога и лишающее его главного блага, которым обладает христианин, – возможности благодатного общения с Богом.

Мы помним, что первыми словами, сказанными Господом Иисусом Христом после Его выхода на общественное служение, был именно призыв к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 4:17). И потому приход человека ко Христу всегда связан со стремлением изменить свою жизнь. Приход ко Христу – это ответ на Его призыв к покаянию. Жизнь во Христе – это борьба за с грехом, это путь к праведности. На этом пути человек может оступаться, падать, совершать грехи, но он всегда должен быть открыт к покаянию, к осознанию своего несовершенства и к стремлению изменить свою жизнь к лучшему. Потому для христианина неважно, как смотрит на него окружающий мир, для него неважно, каким он представляется этому миру. Для христианина важно, каков он есть в очах Божиих. Христианин, ставший на путь борьбы с грехом, должен быть готов открыто признать свои ошибки, раскаяться в них и следовать за Христом. Жизнь во Христе – это жизнь в непрестанном покаянии.

Христианская жизнь – это путь борьбы с грехом. Человеку свойственно вновь и вновь падать. Но он всегда должен находить в себе силы подниматься и идти дальше. Потому на исповеди нужно говорить все, в чем нас обличает совесть. А после исповеди необходимо просить у Бога помощи в борьбе с грехом.

При этом мы должны помнить, что нет такого греха, который не мог бы быть прощен нам любящим нас Богом. Всякий грех, даже самый тяжкий, может быть прощен. Однако, нужно понимать, что прощением греха очищение человека не заканчивается, а лишь начинается. После исповеди человек должен истребить в себе корни греха. И чем тяжелее грех, тем тяжелее борьба с его последствиями. Священник, принимая исповедь, обычно накладывает на человека епитимию. Это особые духовные упражнения (например, пост, усиленная молитва или милостыня), которые помогают человеку исправить свою жизнь.

Если же у человека появляется чувство, что ему не в чем каяться, то это тревожный симптом. Это свидетельство того, что человек утрачивает чувство греха. Если обратиться к сочинениям святых отцов, то можно заметить любопытную закономерность: чем ближе человек к Богу, тем острее он чувствует свое несовершенство. В житиях святых мы неоднократно встречаем рассказы о том, как подвижник, всю жизнь проведший в суровом подвиге, совершенно искренне считает себя великим грешником. Дело в том, что он просто настолько ясно видит святость Бога, что не может даже допустить мысли о собственной праведности. И, наоборот, если человек уверен, что ему не в чем каяться, это значит, что он безмерно далеко отстоит от Бога и не сделал еще даже первого шага на пути ко Христу. С человеком, не чувствующим собственного греха, еще не совершилась та перемена ума, к которой призывал Христос уже в первой же Своей проповеди.

https://pravlife.org/ru/content/mitr-antoniy-pakanich-o-tainstvah-pravoslavnoy-cerkvi-tainstvo-pokayaniya