«Сегодня в начале литургии было ровно в два раза меньше людей, чем стоит сейчас. О чем это говорит?»

В это воскресенье в храмах за воскресным богослужением читался отрывок из Евангелия от Матфея (глава 19):

16И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
17Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. 
18Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; 19почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. 
20Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
21Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
22Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. 
23Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; 24и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. 
25Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
26А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно. 

***

Мы не знаем, с какими мыслями юноша спрашивал — или его действительно интересовал этот вопрос, или он хотел, как часто делали фарисеи, уловить Христа. Но судя по тому ответу, который он получил на своё вопрошение, очевидно, что всё было не так просто. 

Это не был простец, желавший всей душой и всем сердцем войти в Царствие Божие. Потому что когда он спросил Христа, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную, и Иисус перечислил основные заповеди, юноша совершенно спокойно и легкомысленно ответил: «Всё это сохранил я от юности моей» (Мф. 19, 20). 

Сразу возникает вопрос. Какой нормальный человек в здравом уме и твёрдой памяти может сказать о себе, что он соблюл все заповеди Божии? Я думаю, всякий, кто хоть чуть-чуть анализирует свои поступки, хоть чуть-чуть смотрит внутрь себя, хоть чуть-чуть пытается смотреть на себя со стороны, прекрасно понимает, что абсолютно в каждой заповеди у него есть проколы. Где-то больше, где-то меньше; где-то на уровне помыслов, а где-то вообще зияет огромная чёрная дыра. Думаю, каждый, кто следит за собой, осознаёт, что на самом деле он из себя представляет.  

И тем не менее юноша самоуверенно сказал, что все заповеди он исполнил. 

Тут же Христос предложил ему совершенно простой тест: «Возьми свое имение и раздай нищим» (Мф. 19, 21). Мы знаем, что Господь — Сердцеведец. А значит, Он знал, что в сердце этого юноши — как он привязан к своему большому имению, и устраивает ему проверку: ну-ка возьми, раздай всё, что имеешь. И юноша, как говорит Евангелие, «отошел с печалью» (Мф. 19, 22). То есть мгновенно, сразу же «сломался» на первом же задании. 

Наверняка если бы человек действительно исполнял заповеди — не укради, не прелюбы сотвори, чти отца и мать и другие — у него не стоял бы вопрос о привязанности к богатству. Потому что о милостыне, о милосердии много говорится в Ветхом Завете. И для него было бы естественно использовать богатство, чтобы служить всем, кто в этом нуждается, и, скорее всего, не было бы нужды спрашивать Христа, чтобы получить такой ответ: «Возьми и раздай всё».

***

Так каждый из нас. Если Христос-Сердцеведец скажет о какой-то нашей «любимой» страсти: «Откажись от неё прямо сейчас», я думаю, мы вряд ли пройдём этот тест. 

У каждого есть свои привязанности. У каждого есть свои грехи. У каждого есть места, в которых он раз за разом прокалывается, раз за разом подскальзывается, теряет равновесие и падает, нарушая заповеди Божии.

И сегодняшнее Евангелие — повод задуматься, готовы ли мы хотя бы к минимальной жертве. Готовы ли хотя бы с мелочи начать — жертвовать, допустим, своим временем, которое мы любим, тратим на себя, на свои развлечения, на фейсбук, на телевизор, на что угодно, кроме чтения Священного Писания, молитвы, чтения духовных книг. Готовы ли мы хотя бы им пожертвовать?

Сегодня в начале литургии в храме было ровно в два раза меньше людей, чем стоит сейчас. О чем это говорит? О том, что половина из нас не готова принести даже 15 минут в жертву Богу. Ведь Господь назначил нам встречу здесь, в храме, в этом небе на земле, ровно на 9 часов утра. Мы не позволяем себе опаздывать на встречу с какими-то мелкими клерками, с какими-то чиновничками, но почему-то на встречу с Богом раз за разом опаздываем, причем поступаем так с упорнейшим постоянством. 

Готовы ли мы пойти на эту, самую минимальную жертву? Судя по всему — нет. Судя по всему, мы так же далеки от Царствия Божия, как и тот юноша, который не захотел расстаться со своим богатством. 

Пожалуйста, дорогие мои, задумайтесь над этим! Задумайтесь над теми вещами, которые отдаляют нас от Бога. Чтобы хоть чем-то пожертвовать ради нашего Господа, чтобы слова, которые Господь обратил к юноше, не отнеслись к нам и чтобы нам не опечалиться, если Христос спросит: «Готов ли ты приходить на каждое богослужение вовремя? Готов ли ты читать ежедневно Евангелие, молиться утром и вечером?».

***

Но нужно помнить, что этот Евангельский отрывок заканчивается очень оптимистичными словами: «То, что невозможно человеку, возможно Богу». И действительно, когда мы вступаем на путь какого-то подвига, когда мы хотим стать хоть чуть-чуть лучше, мы не должны только на свои силы надеяться — на свою силу воли, на свою пунктуальность, и так далее. Нужно давать место Богу действовать в нас. 

Давайте положим себе на сердце одну мысль: «Господи, по Твоей благодати, я в следующий раз приду в храм вовремя. Господи, по Твоей благодати я начну делать добрые дела. Господи, с Твоей помощью я со следующего вечера буду обязательно каждый день читать вечерние молитвы. 

Господи, ради Тебя, с Твоей помощью я готов на жертву — хоть на маленькую, на мизерную, но жертву…»

Я желаю всем нам, и себе в том числе, чтобы это Евангелие помогло нам стать ближе к Богу. Чтобы мы сделали хотя бы один шаг на пути к избавлению от наших привязанностей и греховных привычек, чтобы нам, как этот юноша, не отойти от Христа опечаленными.